Творчество без границ

В конце марта в Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского проходила выставка живописи преподавателя детской школы искусств №2 Анны Зиньковой. 29 марта состоялась творческая встреча художника со студентами колледжа. О том, как это было и о своих впечатлениях…

…О предстоящей встрече с художницей я знала за неделю, если не раньше. Дело в том, что за два года учёбы в колледже я заметила, что любое событие сопровождается предварительной суетой, причём суета эта существенно отличается от каждодневной толкотни и снования из кабинета в кабинет. Если на лестнице к вам навстречу, энергично перепрыгивая через ступеньки, поднимается незнакомая девушка, а в руках у неё — не папка с нотами, не стопка клавиров, а картина — это верный признак подобной суеты. Ну, а если на следующий день по соседству с пальмами и пирамидами на стенах тридцать пятого кабинета вдруг возникают яблоки на блюдах и сочная зелень летних лугов, сомневаться не приходиться — что-то будет!

Теперь, вместо привычного счета ворон за окном во время занятий, я смотрела на картины. И там, и здесь погода была пасмурная, однако, свежесть и спокойствие полотен привлекало меня больше уроков и городского пейзажа.

И вот, наконец, свершилось!

Однажды в четверг утром на двери кабинета возникло объявление, написанное зелёным маркером (таким же зелёным, как трава на пейзажах!): «Творческая встреча с художником Анной Зиньковой».

Тяжело прошли две пары ожидания… Как бы не были хороши ушедшие гении, а на живого творца поглядеть интереснее!

Анна вошла в класс, когда на проекторе высветилась картина Джона Милле «Офелия», и есть в этом что-то символичное. Позже мы узнаем, что творчество прерафаэлитов очень близко нашей гостье. Бытует мнение, что художники по большей части интроверты. Поначалу этот стереотип был применён и к Анне: чувствовалась не то скованность, не то смущение, когда она выходила к столу. Но стихли первые (и далеко не последние) аплодисменты, и началось самое интересное.

Как оказалось, Анна для нас совсем не чужой человек. Она – тоже окончила теоретическое отделение нашего колледжа, потом — Астраханскую консерваторию и Российскую академию музыки им. Гнесиных, сейчас – на последнем этапе перед защитой диссертации. Конечно же, начались расспросы о музыке. Темы были разнообразны: от проблем академической музыки в современной культуре до милых историй о музыкальной школе (как маленькая Анна показывала кулак портрету Бетховена после уроков игры на виолончели), и о студенческой жизни теоретика (впитывание учебников гармонии от корки до корки и импровизация на «Kyrie eleison»).

Однако, скажи мне кто-нибудь, что эта девушка в джинсах и толстовке – «серьёзный и правильный теоретик», не поверила бы! Да и картины, как сначала показалось, не соответствуют её образу. Разве что глаза… Глаза у неё такие же серо-голубые, как густые облака на её полотнах… И всё же, на вид она далеко не академист.

Анна самоучка по природе своей, потому в пейзажах и натюрмортах не всегда найдёшь золотое сечение или композиционный центр. К сожалению, по этой причине не все её работы берут на выставки. Это я считаю вопиющей несправедливостью: ведь Анна пишет момент реальной жизни, а жизнь, как известно, не всегда подчиняется законам композиции.

Анна стремиться помочь своим ученикам обрести собственную индивидуальность. Ей самой когда-то пришлось отстаивать это право, поэтому, преподавая живопись в школе искусств, художник старается не навязывать детям шаблоны, однако видит «границы между ленью и самовыражением».

До встречи кто-то сказал мне, что картины Анны не имеют сюжета. Так ли это? Ответ оказался прост. Анна не пишет «из головы». Её картины — это мгновение, передача вспышки эмоций, ощущений, связанных с явлениями реального мира. По словам автора, эту искру прекрасного легко уловить, но нужно обязательно успеть выразить, иначе она исчезает так же быстро, как и появляется. Образ и состояние умиротворённости — главное для художницы, поэтому ее работы статичны. Над лугом не носятся жаворонки, ветер не треплет густые кроны далёкого леса. Мир спокоен. Только густые тучевые облака оттеняют безмятежность душистых трав. Смотришь —  и дышать хочется…

Благодаря этой встрече мы получили крупицу искусства, отличного от нашего, но, в то же время, близкого и понятного.

Всё закончилось, как мне показалось, слишком быстро, хотя и прошёл час. В домашней атмосфере живого общения, наполненного шутками, историями и размышлениями, время пролетело незаметно. Разговоры о живописи не умолкали и после встречи, уже за пределами аудитории. Единственное, о чём я жалею — картины скоро покинут стены 35 класса. Надеюсь, подобные выставки и мероприятия будут радовать нас чаще!

 

Сороколетова Екатерина, 2 курс отделения «Фортепиано»

 

Фото: Андрей Гордеев